Вторник, 16.04.2024, 13:56 Приветствую Вас Гость
"РУБЕЖ"

Неофициальный     сайт
ветеранов    Афганистана


г.Рубежное. Луганская область

Меню сайта
ВПО "РУБЕЖ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2016 » Октябрь » 31 » Рубрика - История наших городов. Рубе́жное
10:32
Рубрика - История наших городов. Рубе́жное

Рубе́жное (укр. Рубіжне) — город областного подчинения в Луганской области Украины. Расположен с левой стороны поймы реки Северский Донец возле городов Северодонецк, Лисичанск и Кременная, образуя вместе с ними Лисичанско-Северодонецкую агломерацию. А вместе с предприятиями городов Северодонецк и Лисичанск образует Лисичанско-Рубежанский промышленный узел. Железнодорожная станция основана в 1904 году.



Название было перенесено с одноименного села, что лежало вблизи, на правой стороне Северского Донца. Известно со второй половины 18 века. Это перенесение произошло не прямо, а за счёт посередничества. Так, жители села Рубежного строили участок железной дороги от Лисичанска до Кременной. Во время её сооружения был открыт песчаный карьер, который назвали Рубежанским. Вскоре возле этого места появилась станция, которая была названа Рубежное. И уже это название перешло на населённый пункт. 

В «Слове о полку Игореве» территорию, на которой находится город, назвали Диким полем. Московское государство проявило интерес к этой части «поля» в середине XVI века, в лице Рыльских и Путивльских сторожей. Задачей которых было как можно более раннее обнаружение движения татарских отрядов в сторону «украинных» городов государства. Один из маршрутов сторожей проходил через территорию будущего города: 

«стояти сторожемъ. на Бахмутовской стороже на сей стороне Донца, а переезжати имъ направо вверхъ по Донцу до усть Тору верстъ съ двадцать, а налево внизъ по Донцу черезъ Красную речку да черезъ Боровой шляхъ подъ Ольховой Колодезь верстъ съ пятьдесятъ». 



В XVII веке инициатива в освоении края перешла к казакам, Войско Донское даже основало «городки» по левой стороне Донца, в том числе Краснянский и Боровской. Пётр Первый вернул дело освоения края в государственное русло. Территория, на которой в будущем будет построен город, вошла в состав Бахмутской провинции Азовской губернии. В 1787 году «его светл. госп. ген. фельд. и кав. кн. Потемкин» владел здесь 23 335 десятинами земли в с. Воеводовка, дер. Катериновке, Варваровке, Кудрявцовой и Соловиновке. В 1797 году с образованием Старобельского уезда территория, на которой в будущем будет построен город, вошла в его состав. 

Oснование города напрямую связанно со строительством железной дороги Лисичанск-Купянск в 1894-1895 годах. Железная дорога длиной 124,84 км была проложена за 1,5 года. 17 декабря 1895 года по ней начали ходить поезда. Разъезд на левом берегу Северского Донца получил название вблизи находящегося села Рубежного. Во время строительства разъезда был открыт большой песчаный карьер, который назывался Рубежанским. В 1898 году была построена вторая колея железной дороги. В 1900 году разъезд был преобразован в грузовой пункт песка и изделий из него. Рубежное становится железнодорожной станцией в 1904 году. 



 

Строительство поселения «Русско-краска» (в будущем г. Рубежного) стало результатом развития в регионе анилинокрасочной промышленности. Начало в 1914 году Первой мировой войны препятствовало импорту красителей из Германии в Россию. Это ударило по фабрикантам—текстильщикам. В Москве основали товарищество химического красительного производства «Русско-краска», которое приняло решение про строительство завода в границах станции Рубежное. Главную роль в выборе места сыграла близость источников сырья, топлива и воды. Вопросы транспортировки решила железная дорога. Тут же был дешёвый строительный материал: мел, известь и песок. Рабочая сила приходила на станцию из окрестных сел в поисках заработка, и отсрочки от призыва в действующую армию. Местный землевладелец Мартыненко дёшево продал акционерному товариществу 1840 десятин неплодородной земли. 

17 июля 1915 года на расстоянии полкилометра от железнодорожной станции началось строительство завода «Русско-Краска». Были осуществлены примыкания частных железнодорожных ветвей заводов «Русско-Краска» и завода для изготовления взрывчатых веществ к железнодорожному разъезду «Рубежная». Оборудование завозили из Риги, Ревеля, Екатеринослава и других городов. Вместе с заводом были заложены первые жилые дома. Рядом с заводом «Русско-Краска» строился завод акционерного товарищества «Коксобензол». Российское товарищество для производства и продажи пороха строило Южный завод взрывчатых веществ (теперь казённый химзавод «Заря»). Рождение трёх заводов «Русско-Краска», «Коксобензол» и «Взрывчатых веществ» знаменовало появление в России новой отрасли промышленности. «Харьковский календарь на 1917 год» в числе 5 городов и значительных селений Старобельского уезда называет «с. Рубежное (вновь устанавливающаяся фабрика химических продуктов)». В 1916 году в Рубежном жило 3 тыс. чел. В доме барачного типа находилась двухклассная школа, где училось 50 детей. В 1918-м, 1919-м на станции Рубежная в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, неоднократно происходила смена власти. В декабре 1919-го советская власть на станции была восстановлена подразделениями Первой Конной Армии Буденного, 23 декабря был избран Донец-Рубежанский революционный комитет во главе с А. Н. Павленко.. Завод «Русско-Краска» в 1923 году переименован в «Красное знамя». Всесоюзная перепись населения 1926 года зафиксировала на территории будущего города три городских поселения, административно входящих в Новоастраханский район Старобельского округа: Красное Знамя с постоянным населением 2425 человек, Озеры и ст. Рубежная — с населением 1388 человек и Пороховой завод — с населением 692 человека. В апреле 1930 года поселение было переименовано в Рубежное. В октябре 1930 года ВУЦИК и СНК УССР постановили: перенести центр Ново-Астраханского района из села Новой-Астрахани в поселок Рубежное с соответствующим переименованием района в Рубежанский. Район имел 28 сельсоветов и 98 929 человек населения, в том числе городского 5460 человек. В 1934 году государственный жилой фонд составил 48,0 тыс. м² жилой площади, 20 ноября 1934 года Григорий Иванович Петровский подписал постановление о преобразовании Рубежанского поселкового совета в городской совет, подчинённый райисполкому и о причислении посёлка Рубежная к разряду городов, что мотивировалось численностью населения (23.000), социальным составом (промышленные рабочие) и экономическим значением. В 1940 году в городе проживало 21,9 тыс. человек, жилой фонд составлял 120,0 тыс. м², и в этом же году он стал городом областного подчинения. 

10 июля 1942 года советские органы и войска оставили город, оккупирован германскими войсками. 

31 января 1943 года освобождён от гитлеровских германских войск советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции: 

1-й гвардейской армии в составе: части войск 41-й гв. сд (генерал-майор Иванов, Николай Петрович) 4-го гв. ск (генерал-майор Гаген, Николай Александрович). 

В 2014 году город попал в зону вооружённого конфликта на востоке Украины. 21 июля контроль над населенным пунктом установлен украинской стороной.

Просмотров: 1431 | Добавил: nnusernnmoderator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта


Российский Союз ветеранов Афганистана



Союз ветеранов Афганистана Кустанайской области



Наша кнопка


Код банера

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz