Журнал «Военно-космическая оборона», № 4 за 2008 г.
ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ
И когда ввод войск в Афганистан стал очевидным, то потребовалось
применить 103-ю воздушно-десантную дивизию, находившуюся в европейской
части СССР за несколько тыс. км от границы Афганистана (пункты
постоянной дислокации - г. Витебск и ст. Боровуха, район Полоцка,
командир соединения - генерал-майор Рябченко И. Ф.).
В середине декабря 1979 г. 103-я воздушно-десантная дивизия была
поднята по боевой тревоге и с полным боекомплектом и запасами выведена в
исходный район, а затем к аэродромам взлета частей ВТА. Штабы ВДВ и ВТА
к этому времени уже спланировали переброску дивизии из Белоруссии и
десантирование ее в Афганистан на аэродромы Кабул и Баграм.
Для этих целей был задействован почти весь самолетный парк ВТА.
Предусматривались промежуточная дозаправка самолетов на аэродромах
Поволжья, Южного Урала и Казахстана. Там же предполагалось покормить
горячей пищей десантников.
Вся подготовка к переброске и десантированию войск проходила скрытно
под видом проведения тактических учений с практическим десантированием.
Начиналась она приведением частей в повышенную боевую готовность.
Десантирование (кроме подразделений, предназначенных для захвата
аэродромов с целью обеспечения высадки главных сил десанта)
планировалось осуществить посадочным способом.
Поскольку аэродромы исходного района находились на значительном
удалении от мест дислокации частей дивизии, выдвижение войск к
аэродромам осуществлялось комбинированным способом: на ближайшие
аэродромы - своим ходом и железнодорожным транспортом, на самые
отдаленные - самолетами ВТА.
Для обеспечения скрытности боевая задача частям и подразделениям
ставилась предварительная и только на десантирование (без раскрытия
районов и аэродромов высадки). Личный состав получил задачу готовиться к
десантированию и вступления в бой сразу после высадки.
Части и подразделения десанта несколько суток находились на
аэродромах исходного района. Вооружение и техника были загружены в
самолеты. На некоторых аэродромах они сосредоточивались в полевых
парках, сгруппированные по самолетным группам. Старший каждой группы
знал номер самолета, место стоянки и фамилию командира экипажа. Это
впоследствии обеспечило быструю погрузку и посадку.
Личный состав был экипирован по-зимнему. Кроме валенок, каждый
десантник имел сапоги, которые одевались в зависимости от погоды. Боевое
снаряжение включало личное оружие, укомплектованный рюкзак и другое
необходимое имущество.
Техническое и тыловое обеспечение десанта в исходном районе
осуществлялось силами и средствами аэродромно-технических частей ВВС.
Это способствовало сохранению запасов материальных средств частей 103-й
вдд. Для поддержания боеготовности БМД и автотранспорта в условиях
низких температур аккумуляторные батареи периодически подзаряжались. В
самолетах, загруженных боевой техникой, при нахождении их на стоянках,
поддерживался надлежащий температурный режим. Эскадрильи и полки ВТА,
десантирующие передовые отряды десанта для захвата аэродромов, могли
взлететь через 40-50 минут после получения приказа.
Десантирование 103-й гв. вдд осуществлялось посадочным способом.
Выброска передовых отрядов не потребовалась. Оба аэродрома (Кабул и
Баграм) к этому времени были взяты под контроль подразделениями 345-го
опдп.
Условия посадки и взлета близко расположенных аэродромов Кабул и
Баграм определили необходимость осуществлять десантирование группами по
6-12 самолетов с расчетом не более часа на их посадку, разгрузку и взлет
группы. На разгрузку одного самолета затрачивалось от 15 до 30 минут.
После посадки командиры частей получили непосредственно на аэродроме
крупномасштабный план города и карты с нанесенными военными объектами,
боевой задачей и краткой пояснительной запиской. Эти документы были
заранее подготовлены оперативной группой ВДВ.
При выполнении боевых задач главная ответственность возлагалась на
парашютно-десантные полки. Ими в декабре 1979 г. в 103-й гв. вдд
командовали: 317-м пдп - подполковник Батюков Н. В., 350-м пдп -
подполковник Шпак Г. И., 357-м пдп - подполковник Литовчик К. Г., 345-м
опдп командовал подполковник Сердюков Н. И.
Для перевозки личного состава и боевой техники 103-й вдд было
совершено 343 самолето-рейса (в том числе 66 рейсов Ан-22, 76 рейсов
Ил-76, 200 рейсов Ан-12). Всего на высадку частей и подразделений ВДВ на
два аэродрома затрачено 47 часов (посадка первого самолета в Кабуле в
16.15 25 декабря, последнего - в 14.30 27 декабря 1979 г.).
Самолеты приземлялись днем и ночью в среднем каждые 15 минут. За это
время в Кабул и Баграм доставлено 7 тыс. 700 чел. личного состава, 894
единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов.
К сожалению, при переброске десантных подразделений в Кабуле 25
декабря 1979 г. в 19.33 (московского времени) разбился самолет Ил-76 с
личным составом и техникой. Экипаж в составе 7 человек (командир капитан
Головчин В.В.) и 37 десантников погибли. Причина катастрофы - ошибка в
пилотировании, столкновение самолета с горой высотой 4662 м при подлете к
аэродрому Кабул (капитан Головчин В.В. садился на известный своей
сложностью, особенно в ночное время, аэродром Кабул впервые). Эта
катастрофа открыла список наших потерь в Афганистане.
Районы сосредоточения частей и подразделений ВДВ были заранее выбраны
и отрекогносцированы офицерами оперативной группы ВДВ во главе с
заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом Н. Н. Гуськовым,
которые прибыли в Кабул 23 декабря 1979 г.
С утра 25 декабря 1979 г. советские военные советники и специалисты,
работавшие в войсках ПВО Афганистана, с целью исключения возможных
враждебных акций со стороны афганских военнослужащих во время высадки
частей ВДВ установили контроль над всеми зенитными средствами и местами
хранения боеприпасов. Некоторые зенитные установки были ими временно
выведены из строя (сняты прицелы, замки и т.п.).
Во время выхода и высадки наших войск в назначенные им пункты иногда
возникали сложности. Так, с наступлением темноты на аэродроме Баграм
внезапно выключилась светотехническая система обеспечения посадки. В это
время самолеты с десантом уже были на подходе. Выяснилось, что систему
выключили по приказу начальника авиационного гарнизона, который решил
воспрепятствовать прибытию войск. Лишь решительные действия
генерал-лейтенанта Н. Н. Гуськова сняли напряжение, исключили тяжелые
последствия и обеспечили выполнение задачи.
После высадки подразделения 103-й вдд вышли к важным административным
и другим объектам (ЦК НДПА, здания Министерства обороны, МВД, службы
безопасности, Минсвязи, казармы некоторых частей) и усилили их охрану.
Фактически над этими объектами был установлен контроль советских войск. В
некоторых местах офицеры - противники X. Амина, не зная, для чего
пришли советские войска, пытались оказать им сопротивление, но были
сравнительно быстро разоружены.
К новому 1980 г. размещение полков 103-й вдд в Афганистане было
завершено. 317-й гв. пдп дислоцировался в центре Кабула (на дворцовой
территории Делькуша), батальон этого же полка выделялся на охрану
резиденции Бабрака Кармаля. 357-й гв. пдп расположился в крепости Бала
Хисар. 350-й гв. пдп остался в палатках на окраине аэродрома рядом со
штабом дивизии. Там же расположились артполк и спецчасти дивизии.
Немногие капитальные постройки, доставшиеся десантникам, были в ужасном
состоянии. Разоренные и загаженные, они требовали большого труда и
затрат материалов, чтобы их приспособить под жилье. К тому же они не
имели отопления.
В целом в декабре 1979 г. была проведена беспримерная по размаху и
организации аэромобильная операция по переброске войск с одного на
другой ТВД на дальность около 4,5 тыс. километров. С этой операцией
сопоставима, да и то лишь частично, переброска в течение одной ночи
августа 1968 г. двух воздушно-десантных дивизий в Прагу и Брно при вводе
объединенных вооруженных сил Варшавского Договора в Чехословакию. Как
оказалось впоследствии, это была последняя воздушно-десантная операция
Советской армии.
Евгений Григорьевич Никитенко
генерал-майор
|