Геноцид граждан Польши. Именно так трактует события 1943-1945 годов на Волыни польский Сейм, который 22 июля принял постановление о введении Национального Дня памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан Второй Польской Республики. Вместе с тем, сообщают СМИ, «польские депутаты выразили уважение и благодарность воинам Армии крайовой, Кресовой самообороны и Крестьянских батальонов, которые "стали на защиту поляков и украинцев, которые, часто рискуя своей жизнью, спасали польских соседей"». Простая схема – плохие украинские националисты, которые совершили геноцид, и хорошие польские националисты, которые стали на защиту жертв.
В эту простую схему, впрочем, не вписывается немало фактов. Например то, что в марте 1944 года отряды Армии Крайовой (АК) и Крестьянских батальонов (Батальоны хлопске – БХ) провели «отплатно-превентивную», как они ее называли, акцию против украинских сел – так называемую «грубешовскую революцию». Инициатором украинских погромов был комендант Грубешевского района АК Марьян Голембевский («Ирка»). В селах Пригорелое, Мягкое, Сагрынь, Шыховичи, Теребинь, Стриженец, Турковичи и других польские партизаны убили около 1.500 украинцев, а сами деревни уничтожили. В одной Сагрине в ночь с 9 на 10 марта погибли, по разным данным, от шестисот до тысячи украинцев, 70% из них женщины и дети. До июня 1944 года объединенные силы АК и БХ пустили с дымом полтораста украинских сел, в которых проживало пятнадцать тысяч человек. Историки и политики склонны трактовать польско-украинскую рознь сороковых годов как геноцид, объясняют нападения поляков на украинцев тем, что это, мол, было возмездие или оборона перед сильными украинскими повстанцами. И подчеркивают, что начались эти нападения только в 1944 году, после убийства украинцами многих поляков.
Уроки польско-украинской войны 1942-1947 годов не должны быть забыты. Массовые этнические чистки, осуществляемые обеими сторонами – как польскими, так и украинскими националистами, – заслуживают осуждения, а память о погибших – уважения. Каждая из стран имеет право чтить своих героев, которые имеют перед своими народами больше заслуг, чем позорных поступков.
|